ДАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕК
Конец XIX века и первые годы XX века были годами сильного подъёма экономической жизни Дании. Социал-демократия завоёвала твердые позиции. Буржуазная культура вступила в период глубокого кризиса. В литературе все сильнее начинали звучать нотки пессимизма, неуверенности в будущем, падала вера в прогресс. Неоромантизм с его мистицизмом, тягой к потустороннему миру и крайним индивидуализмом пышно расцвёл в Дании. К этому течению примыкают поэт и драматург Хельге Роде (Helge Rode, 1870—1937), автор пьес «Сыновья короля», «Летнее похождение», трагедии из жизни большого города «Morbus Tellermann» (Морбус Теллерман, 1907), драм из библейской истории «Песнь солнца» и «Каин и Авель», и Нильс Мёллер (Niels Möller, 1859—1941), автор сборника стихов «Egelunden» (Эгелунден), и собрания новелл «Handelser» (События, 1890) и «Koglerier» (Фокусы, 1895). Лучшим же представителем неоромантизма является Софус Михаэлис (Sophus Michaëlis, 1865—1932), автор собрания красочных новелл «abelo» (Эбельо, 1885) из жизни средневековой Дании и романа «Giovanna» (Джованна, 1901), истории одной любви во Флоренции. Среди его пьес большой популярностью пользуется «Revolutions Bryllup» (Революционная свадьба, 1906). Ещё более популярным он стал своими романами «Den evige Sovn. 1812» (Вечный сон, 1912) — из эпохи Наполеон и его похода на Москву — и «Hellener og Barbar» (Эллины и варвары, 1914), фантастический роман из периода борьбы греков с персами. Параллельно с развитием неоромантизма продолжает жить натурализм как выразитель ещё теплющегося либерального радикализма. Так, Хенрик Понтоппидан (Henrik Pontoppidan, 1857—, см.) чужд всякого обскурантизма. Он — трезвый реалист. Его большие романы дают яркую картину социального расслоения современного датского общества (трилогия «Muld» (Земля), «Det forjattede Land» (Забытая страна) и «Dommens Dag» (Судный день, 1895).
В своём романе «Мужественная воля», написанном в 1927 году, он даёт резкую и правдивую характеристику Дании периода мировой войны. Реализм эпохи кризиса буржуазии нашёл своё отображение в творчестве Карла Ларсена (Karl Larsen, 1860—1924), давшего яркие типы современного Копенгагена в своем романе «Вне классов», и Густава Вида (Gustav Vied, 1858—1914), автора романа «Злоба жизни». Из поэтов этого периода выделились Вольдемар Рёрдам (Valdemar Rordam, 1872—1946), типичный неоромантик, и Кай Хоффман (Kai Hoffmann, 1874—1949), яркий представитель датского импрессионизма.
Годы перед империалистической войной были годами усиленной националистической пропаганды, поддерживаемой в скандинавских странах германофильскими кругами. Развивалась идеализация крестьянина, а вместе с этим расцвела особая «народническая» литература. Иоханнес Иенсен (1873—1950) описывает в своих рассказах «Himmerlandshistorier» (1898) жизнь и быт своей родной провинции и тем самым кладет основания появлению «ютландского течения», типичным представителем которого является Якоб Кнудсен (Jacob Knudsen, 1858—1917), который в своём социальном романе «Fremskridt» (Прогресс, 1907) противопоставляет старую деревенскую культуру современному обществу; его лучшее произведение — «Ютландцы», собрание рассказов из жизни крестьян Ютландии. Йохан Скьольборг (Johann Skjoldborg, 1861—1936) описывает в своих произведениях жизнь населения на западном берегу Ютландии. Иеппе Окьер (Jeppe Aakjär, 1866—1930) заостряет социальные проблемы, выделяясь среди «ютландского течения» своим крайним радикализмом (романы «Bondens Son» (Сын крестьянина, 1899) и «Дети гнева»). Из пролетарских низов вышел Мартин Андерсен-Нексё (Martin Andersen Nexø, 1869—1954), завоевавший себе крупное имя изображением жизни пасынков капиталистического строя своими полными горячей веры в освобождение человечества путём пролетарской революции романами «Pelle Erobreren» (Пелле завоеватель, 1906—1910), «Сыны человеческие» и автобиографической повестью «Малыш».
Высокая конъюнктура и бешеная спекуляция времени мировой войны, гигантский экономический кризис послевоенного времени, революционные выступления порождают ряд различных течений в датской литературе. На литературу влияние оказывает фрейдизм со своим психоанализом. Развиваются экспрессионизм и бергсоновским интуитивизм, связанный с возрождением католического мистицизма. Среди этой плеяды старых и новых писателей следует отметить Кнуда Хьертё (Knud Hjortø, 1869—1931), который в своём романе «Фауст» старается дать философское истолкование растерянности пред вечными, неразрешенными проблемами бытия. Отто Рунг (Otto Rung, 1874—1945) в романах «Райская птица» и «Когда спала вода» старается в фантастических формах отразить период военной спекуляции и послевоенного краха. Харальд Кидде (Harald Kidde, 1878—1918) в романе «Оге и Эльсе» отдаётся глубокому пессимизму. Широко задуманный им роман «Jarnet» (Железо, 1918) ставит вопросы развития промышленности, в которой Кидде видит лишь проклятие и страдание. Оге фон Коль (Aage Herman von Kohl; 1877—1946) публикует трёхтомный роман «Дворец микробов», в котором описываются переживания русского офицера во флоте Рождественского на пути от Петербурга до Цусимы. Из писательниц этого периода выделились Гюрите Лемке (1866—1945), Карин Микаэлис (Karin Michaelis, 1872—1950) и Тит Иенсенс (1876—1957), которые в своих произведениях продолжают традиции датского реализма, уходя однако главным обр. в область патологическую. Ярким представителем фрейдизма является Рикардт Гандрюп, а бергсоновского интуитивизма — И. А. Ларсен (Jens Anker Larsen, 1875—1957) — роман «De Vises Sten» (Камень мудрости, 1923).
В 1920-е годы с требованием активного вмешательства в жизнь выступили в стихах Вильям Хайнесен (1900—1991) и Отто Гельстед (1888—1968). В конце 1920—1930-х гг. наблюдался подъём реалистической социально-критической прозы, начало которому положил роман Ханса Кирка (1898—1962) «Рыбаки» (1928).
#ДатскаяЛитература